Мне кажется, что это — первое мое интервью с художником, и один из редких случаев, когда я беру интервью у известного человека, с которым мы незнакомы лично. Следовательно и вопросы я задавал более смелые и очень меня волнующие. Итак, встречайте — художник Владимир Потапов.

Зачем вообще нужен художник современному миру?
Согласно пирамиде Маслоу, после того, как человек удовлетворит все свои насущные потребности, он обращает свое внимание в сферу эстетического и духовного. Если не быть столь академичным, то в обществе сфера искусства и вообще культуры является надстройкой к «основному зданию». Именно так было с эпохи Возрождения, но только в последние годы существенно изменилась. Теперь искусство, тем более современное не является сугубо предметом эстетического наслаждения, а часто наоборот – вскрывает болевые точки социума. Сегодня художник не демиург, не творец, не ретранслятор божьей воли – он занимает позицию беспристрастного наблюдателя или исследователя. Именно в ней художник, подобно мембране, реагирует на все колебания своего время, — он их регистрирует, фиксирует без малейшей примеси себя самого. Многое из того, что ранее табуировалось, замалчивалось и не выносилось в публичное пространство, сегодня благодаря такой позиции вскрывается, обсуждается и пересматривается. Художник нужен для того, чтобы беспристрастно фиксировать свое время, фиксировать художественными способами!

Владимир Потапов. Серия "Свет", 155х155 см., фанера, масло, 2014

Владимир Потапов. Серия «Свет», 155х155 см., фанера, масло, 2014

 

Сложно ли быть художником сейчас?
С точки зрения получения материального дохода — сложно, т.к. гораздо проще устроиться на работу и получать доход, достаточный для безбедного существования. Но настоящий художник — это не профессия, это образ мышления, который формирует образ жизни. Да, художник, тем более молодой, часто прозябает в бедности – такова цена свободы. Если же рассматривать данное явление (будем его так называть) применительно к российской действительности, то можно сказать, что и взрослому художнику живется не легко. Структура художественной системы, ее рыночная составляющая, совершенно не развиты в России. Есть наследие СССР в виде союза художников и художественной образовательной системы, которые скорее портят художников, делая из них ремесленников. Сегодня художник скорее выживает, чем наслаждается результатом своего труда.

Что важнее для тебя лично, и для художника вообще: самовыразиться или угодить зрителю?
Было время, когда художник мог существовать только от заказов, поступающих или от церкви, или представителей богатого сословия, но эти времена прошли и искусство давно обрело свою автономию и свои границы. Поэтому угождать зрителю тождественно его развлечению, а это уже совсем другая деятельность, может быть и художественная, но точно не искусство. Художник всегда опережал свое время и поэтому платил за это непониманием, а порой и гонениями. Зритель всегда отставал от художника, а сегодня тем более, когда для понимания необходима определенная подготовленность – прошли времена искусства, которое могли одинаково понимать и критик, и работяга. Сегодня искусство тоньше и сложнее, оно переплетено с историей, философией, политикой, художественной теорией, поэтому неподготовленный зритель на выставках современного часто испытывает фрустрацию. Что касается меня, то для меня зритель важен, но не первостепенен, я на него не оглядываюсь, я занимаюсь искусством, потому что не могу им не заниматься.

Владимир Потапов. Серия "Свет", 155х155 см., фанера, масло, 2014

Владимир Потапов. Серия «Свет», 155х155 см., фанера, масло, 2014

 

Станет ли когда-либо все искусство визуальным?
Все искусство было визуальным до конца 19 века – живопись, скульптура, архитектура. Сначала 20 века с появлением кубизма, который во многом стал предтечей концептуального искусства – мы все помним знаменитое высказывание Пикассо «Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу», произошли существенные подвижки. Это был первый пример умозрительного, когда восприятие работы не заканчивалось чисто зрительным впечатлением. Дальше больше. Произошел отказ от параметра «мастерства» и «сделанности» произведения искусства, а концептуализм вообще отказался от материального воплощения. Сегодня все искусство так или иначе пронизано прежними открытиями и не в последнюю очередь концептуализмом, т.е. умозрительная составляющая присутствует на уровне гена. Думаю, что полного возврата к чисто визуальному искусству не будет, оно и не нужно – все идет своим чередом и было бы ошибкой пытаться вернуть то, что уже было и благополучно прошло.

Есть ли угроза свободе творчества сейчас со стороны государства или общества? (дело Пусси Райот, критика патриарха, срыв концерта Мэнсона в Москве)

Безусловно есть. Происходит затягивание гаек, сначала на политическом поле, теперь на культурном, когда сам патриарх говорит быть нетерпимыми к так называемому современному искусству, что тут еще можно говорить… Общество становится более традиционным, более консервативным, его таким лепят СМИ, которые в свою обслуживают идеологический заказ. Поэтому все то, что расходятся с господствующей моралью (религиозных, патриотических представлениях) сегодня может преследоваться, чем глубже эта мораль просачивается в наше как бы светское общество, тем более ксенофобным оно становится. А в виду того, что сегодня происходит разрыв по всем областям прежних связей с Западом, все больший отказ от основ демократического общества, то можно смело прогнозировать, что улучшений в ближайшем будущем ждать не придется. Скорее будет откат в прошлое, подобно тому как искусство обслуживало господствующую идеологию. Уже есть примеры нового соцреализма.

Как современному художнику быть услышанным?
Сегодня в эру информационных технологий это сделать довольно просто. Примеров, когда художники и не только они, становятся известными благодаря facebook и тем более youtube, очень много. Нужно делать хорошее искусство, тогда незамеченным не останешься.

Владимир Потапов. Серия "Свет", 155х155 см., фанера, масло, 2014

Владимир Потапов. Серия «Свет», 155х155 см., фанера, масло, 2014

Как сейчас можно продвинуть себя молодому (начинающему) художнику?
Год назад я вел курс в школе «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства, который назывался «Стратегии самопродвижения для начинающих художников» и «Специфика взаимодействия с институциями современного искусства». Главное – быть активным, быть на виду, т.е. чтобы твое искусство могли видеть эксперты и специалисты, старшие художники, должна быть интенсивная связь с художественным контекстом. Понятно, что основные центры современного искусства находятся в Москве и Питере, но опять же, интернет никто не отменял.

Так имеет ли значение место жительства?

Да. Я сам с Волгограда, когда я понял, что в своем городе не так много перспектив, то я собрал вещи и уехал в Москву, в которой я уже 6 лет. Без этого шага мало что получилось бы у меня. Нужно понимать, что принадлежность к контексту, т.е. к месту, в котором художник работает, очень важна. Потому что разница существенна — или ты показываешь свои работы своим родственникам и друзьям или профессиональным кураторам, критикам и галеристам.

Как организовать первую выставку?
Первая выставка вещь не простая, делать выставку ради выставки этого мало, даже не правильно. Важно сначала поучаствовать в различных групповых выставках, накопить материал, убедиться, что он может представлять интерес. Нужно понимать, что на выставку приходят прежде всего твои знакомые или те, кто о тебе хоть что-то знает, если вы художник из ниоткуда и организуете свою первую выставку, то никто на нее не придет. Конечно же, если ваша выставка ДИНАМИТ, то внимание вам будет обеспечено, но таких выставок я давно не видел, а у молодых художников и подавно. Поэтому с выставкой торопится не стоит, гораздо важнее подготовить стоящий материал для нее, а это не так уж просто.

Образец «пространственной живописи» Владимира Потапова

Как ты используешь социальные сети?
Активно. Я себя отношу к контексту современного искусства, его представители активно пользуется этими достижениями. Общение в данной среде имеет первостепенное значение – анонсы, новости, выставки, приглашения и прочее в сетях появляются быстрее, чем на специализированных ресурсах. Плюс, это хорошее место для поиска нового зрителя.

 

И традиционный вопрос: как стать художником. 5 правил.
1. Сначала нужно понять, что вы этого действительно хотите и не можете без этого никак – все остальное нарастет. Художник — это не профессия, а образ мышления и если это с вами произошло, то это на всю жизнь, которая отныне будет посвящена только искусству, потому что ни на что другое вам не захочется тратить свое жизненное время. Никакие трудности и обстоятельства не смогут заставить вас изменить ваш выбор.
2. Нужно постоянно развивать себя как художника и практически, и теоретически. Каждый день хотя бы по 2-3 часа. Читать, писать, рисовать, делать объекты, фотографировать, писать стихи, музыку и т.д. – что вам ближе. Регулярно обсуждать свое или чужое искусство с профессионалами. Вырабатывать свою позицию и критерии хорошего искусства, отстаивать их, даже если они ни с кем не совпадают.
3. Правильно относится к критике и непониманию – это сбережет вам и нервы, и самое важное — будет источником вашего роста.
4. Будьте открытыми ко всему новому и ничего не бойтесь, особенно меняться!
5. Быть художником – это великая миссия говорить правду!

Сайт художника Владимира Потапова: http://www.potapovvv.com/

Ближайшие выставки, на которых представлены работы Владимира Потапова:

1 октября — 5 октября 2014.
Арт-ярмарка «VIENNAFAIR», Австрия. Стенд G16, галерея «Триумф».
Адрес: Messe Wien, Austria, A-1020 Vienna

18 сентября — 30 ноября 2014.
Выставка номинантов на премию Кандинского, кинотеатр «Ударник»,
Адрес: Москва, ул. Новопесчаная, д. 23, корп. 7

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована