В Саранске отреставрировали и наконец-то открыли музей имени известного скульптора Степана Эрьзи. Его официальное название «Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи». Пожалуй, это главное культурное украшение города. Помимо временных выставок и современного искусства (оно там, увы, в меньшинстве) в музее выставлены работы самого Степана Эрьзи и живописца Федота Сычкова. Замечательно, что обе эти коллекции были сформированы самими авторами. И я рад, что попал туда вновь, но уже в зрелом возрасте, а не со школьной экскурсией. В школе невозможно оценить всю эмоциональную глубину, заложенную в каждую линию работы мастера. Я про Эрьзю. Зато породы южноамериканских деревьев альгарробо, урундай и кебрачо я запомнил надолго (сейчас уже, конечно, подглядел в википедии).

Сам Эрьзя был, по нынешним меркам, «пятой колонной» и «нацпредателем». То есть настоящим патриотом, и приличным человеком.  Он пытался поддерживать революцию, но когда ко власти пришлти ненавистники модерна — его начали гнобить. И когда появилась возможность свалить, то осенью 1926 года Эрьзя уезжает в Париж делать персональную выставку и остается там на полгода, зарабатывает много денег и  уезжает в Латинскую Америку. Где благополучно и живет 25 лет.

В 1951 году он возвращается из Аргентины в СССР, и привозит с собой 180 скульптур из дерева и мрамора. В Москве его почему-то не расстреливают. Хотя до смерти Сталина остается два года.
Я вырос в Саранске, где культ великого скульптора возведен в абсолют. Вот эта голова Эрьзи меня с детства пугала. Она жила в фотокниге работ скульптора. Конечно же эта книга была в Саранске у каждого уважающего себя человека. Вероятно, живет и сейчас. Это дерево.

Вот это, пожалуй самая эмоционально сильная работа Степана Эрьзи. «Крик».

Если окажетесь в Саранске — обязятельно загляните в музей Эрьзи. Эрьзя был великий. Заодно и на музей посмотрите — он очень аккуратный, удобный и красивый. И современный, не судите по суконным текстам на сайте — в музее все иначе. Только вот тетушки-смотрительницы очень эклектично выглядят, восседая на своих неизменных стульчиках в стильных залах музея. Видно, что сделали музей, и поддерживают его, с большой любовью.

 

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована