Черно-белый логотип Уорнер Бразерс, который открывает фильм Скотта Купера, не только настраивает нас на нужное настроение, он напоминает нам о кинонаследии. Черно-белые гангстерские фильмы когда-то были особенностью Уорнер Бразерс, жесткие, бесчувственные рассказы о преступлении и наказании, о том, как Джеймс Кэгни, Робинсон и Богарт весело нарушали закон, пока в конце не появлялись копы с квадратными челюстями и федеральные агенты на десерт приносили им повестки в суд.

Видеообзор

Я говорю об этих фильмах не чтобы продемонстрировать свои выдающиеся базовые знания об истории кино, а чтобы повторить: жанровые фильмы при всей своей коммерческой надежности могут выжить только как мутирующие организмы; они должны расти, изменяться, приспосабливаться и обновляться. Американский мертвый сезон гангстерских фильмов 50-х 60-х годов был результатом того, что киношники не знали, как это сделать, и жанр вновь вернулся к жизни только когда такие режиссеры как Френсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе взялись за него.

Все это было вступлением к тому, чтобы сказать, что «Черная месса» — хорошо снятый, хорошо сыгранный и компетентно выполненный фильм в лучших традициях, который идет ровно 2 часа, и в котором вы не увидите никаких новомодных фишек, приклеенных к знакомому материалу. У создателей фильма уже были наброски: история криминального босса Южного Бостона Джеймса «Уайти» Балджера уже была рассказана в документальном фильме Джо Берлингера «США против Джеймса Балджера» и использована в «Отступниках» Скорсезе. В довершение всего, Джонни Депп сам недавно играл Донни Браско, в другой истории, где агент ФБР оказывается глубоко втянутым в криминальную банду (он был на другой стороне закона). Имея столько примеров, неудивительно, что «Черная месса» предстает неполной.
Главное различие между «Черной мессой» и «Отступниками», кроме того, что последние лишь взяли за основу некоторые факты биографии, в роли союза главы гангстеров с ФБР: в «Отступниках» это всего лишь изюминка фильма, в «Черной мессе» — важнейший элемент. Фильм настолько же о Балджере, насколько и о Джоне Коннолли (его играет Джоэл Эдгертон), его друге детства, который становится агентом ФБР и придумывает план, как создать союз с бандой Винтер Хилл Балджера. Их общая цель – вытеснить итальянскую мафию, управляющую Северным Бостоном. Коннолли может обещать Балджеру относительную свободу от судебных преследований, при условии, что тот воздержится от серьезных преступлений вроде убийства людей. Балджер, конечно, плевать хотел на такое условие.

В этом фильме есть сильные сцены, выразительная игра актеров (больше, чем где-либо за последнее время). Но эта картина заглушена эхом других, лучших фильмов – не только тех, о которых я говорил в начале. Если сцены в духе американской комедии с мамочкой Балджера напоминают «Славных парней», то сцена запугивания одного из коллег Коннолли с внезапным превращением из хорошего парня в плохого и обратно заслуживает надписи внизу экрана «Ну как, смешно?». Купер чередует сцены ареста банды Балджера со сценами, где «Уайти» сидит, погруженный в раздумья, в церкви; в общем, к концу фильма не вспоминайте о «Крестном отце». На пятой или шестой сцене вызова на ковер Коннолли его боссом не для того, чтобы узнать результаты, вы вспоминаете, почему были без ума от полицейских шоу 80-х.

Но наиболее заметно «Черная месса» страдает от сравнения с «Донни Браско». Тот фильм вышел в давние времена, времена до «Пиратов», когда каждый новый фильм с Джонни Деппом был законной причиной для праздника, потому что актер тщательно отбирал проекты по компаньонам и качеству актерских задач, а не по смешной шляпе и акценту. И хотя «Черная месса» не полностью рвет с теми прекрасными традициями, она открывает для нас Деппа в его самой бодрой работе за последние годы; в его холодных, таинственных глазах искры, пугающая угроза кроется в урчащем рыке, а в его общении с женой Коннелли (ее играет Джулиан Николсон, хорошо справившаяся с неблагодарной ролью) – пугающая дерзость.

Проблема этого фильма – и это не вина Деппа – за страшной внешностью в характере героя ничего больше нет. Сценарий Марка Маллука и Джеза Баттеруорта пытается найти кратчайший путь к человечности, подчеркивая болезнь ребенка, но что, кроме этого фрагмента, движет героем, неясно. Донни Браско Деппа был утонченным, сложным протагонистом, разрываемым на части ответственностью за свою работу и дешевыми колебаниями своего альтер эго. Коннолли в исполнении Эдгертона всего лишь соседский парень, который оказывает поддержку «Уайти» Балджеру и которому нравится носить приличные костюмы. И хотя Эдгертон хороший актер, его австралийский южный акцент и суровость пробиваются из-под характера его героя. Здесь же вспомним о типичном британце Камбербатче, который играет брата «Уайти».

Плохой ли фильм «Черная месса»? Нет, конечно нет. Там есть некоторое количество крутых эпизодов, несколько забавных шуток, и Депп, напоминающий о том, на что он способен. Это здорово. Но если вы хотите снять гангстерский фильм в 2015 году, вам придется чертовски сильнее постараться, чтобы получилось не просто «здорово».
«Черная месса» в прокате в России с 29 октября.

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована