Валар маргулис, двораны.

Российское кино все еще представляет собой большую кучу навоза, в которой очень сложно выбрать что-то достойное. Может быть поэтому хороший русский фильм вызывает столько положительных эмоций, сравнение с бриллиантом и желание сигналить об этом гигантскими флагами с крыш семи московских высоток. Только за это год я посмотрел три прекрасных российских фильма. По странному стечению обстоятельств, они все в той или иной степени перекликаются с темой взросления:

  • «14+» (2015) реж. Андрей Зайцев, 7 из 10
  • «Тряпичный Союз» (2015), реж.Михаил Местецкий, 8 из 10
  • «Коробка» (2016), реж. Эдуард Бордуков, 8 из 10.

По приглашению Андрея Русанова посмотрел фильм «Коробка» в неожиданном месте — кинотеатре «Москва» на Охотном. Том самом, где залы считаются одними из лучших в Европе (по заверению администрации) и куда можно попасть только по клубной карте, минимальной стоимостью 50 000 рублей. Вот вы знаете какой запах у попкорна с трюфелями?

Компания в крохотном зальчике собралась достойная — сам Андрей, прекрасная Елена Гликман, Филипп Вуячич из Кино-Говно, коллега Суперпечкин, режиссер «Коробки» Эдуард Бордуков и Леонид Слуцкий. Слуцкий — это стратегически важный тренер сборной России по футболу.

Вообще, писать про фильм «о футболе» — задача сложная. Так уж получилось, что мы живем в стране, где каждый обязательно разбирается в том, как снимать кино и как играть в футбол. Кроме меня, конечно. Про футбол знаю только то, что в нем нельзя мяч руками, и про то, что Михаил Боярский в синем шарфике болеет за «Зенит». А про кино так вообще только писать могу. Да и то — с ошибками.

Какое счастье, что хороших фильмов только «про спорт» не существует. Все фильмы на околоспортивную тематику рассказывают, в первую очередь, историю о человеке. Взять того же гениального «Рестлера» (2008) или прекрасного «Большого фаната» (2009).

Так и в случае с фильмом «Коробка» Эдуарда Бордукова. В незамысловатую историю про четырех подростков, которых объединяет страсть к футболу. Причем не к диванному или стадионному, а именно к настоящему, дворовому. Честному. Тот — который может стать второстепенным увлечением, вторым домом или началом большого пути в спорт. В зависимости от того — кто ты в фильме. Получится ли это у них? Это не важно, на самом деле. Настолько же неважно, как и то, упадет ли на самом деле волчок в конце Ноланавского «Начала» (2010).

Итак, дворовая команда четырех друзей сталкивается на коробке с чужой компанией, состоящей, давайте называть вещи своими именами, из «выходцев с Кавказа». Не желая делить футбольную коробку, они устраивают турнир. Как вы понимаете — это классический мотив на тему конфликта свой-чужой, черный-белый, местный-приезжий. Но талант режиссера (а он же и сценарист) заключается в том, что фильм не только избегает излишнего морализаторства («ребята, давайте жить дружно»), но и не скатывается в чрезмерный пафос. Ну, разве что, кроме клоунады болельщиков на трибунах. А это — очень сложная задача для подобной истории. Для молодого режиссера, казалось бы, невыполнимая. Когда вы посмотрите фильм — вы поймете о чем я.

Тем не менее автор справился, и мы видим, как на фоне развития главного конфликта живут и взрослеют ребята. Мы видим, насколько психологически выверены из поступки, насколько мотивированы их действия. Каждый жест, каждый поворот сюжета. И никаких лишних ответвлений или обрубленых веток сценария. И мы вспоминаем себя, или ребят с соседнего двора. Эта история вполне могла бы произойти в вашем или соседнем дворе. В моем детстве, или сейчас. И все жто под очень любопытную и красивую операторскую работу.

Многие хвалят саундтрек, считают его частью фильма, сравнивают его с «Братом». Но здесь я котегорически не соглашусь. В «Брате» саундтреки не просто передвали настроение и дополняли происходящее — они фактически его формировали, подсказывали зрителю эмоцинальное развитие героя. Говорили со зрителем на языке «той эпохи». В фильме «Коробка» же мы слышим обычные песни, которые пытаются дополнить кинематографическое высказываение режиссера. И в итоге — выглядят своеобразными костыликами для хорошего фильма. Да, возможно эти песни станут популярны, все-таки «Курара», «Смысловые галлюцинации» и Нойз — очень талантливые ребята, но это по прежнему будет набор «надерганных» песен. Как это было в случае с OST того же «Питер FM».

А о режиссере Эдуарде Бордукове вы еще услышите. Я в этом обычно не ошибаюсь. Как не ошибся я после выхода дебютных работ Романа Каримова, Юрия Быкова и Василия Сигарева.

Таким образом, фильм «Коробка» (2016) — это полноценный, законченный продукт. Выверенный до минуты, абсоютно зрительский и при этом очень хороший. Я не знаю, только ли заслуга ли это режиссера или работа продюсера Елены Гликман. Но это и не так важно. Я рад, что фильм «Коробка» вышел все-таки в прокат и желаю ему болших сборов. Обязательно посмотрите.

Фильм «Коробка» (2016), 8 и 10

PS:
Отдельно хочу отметить игру Кирила Дягтеря и Стаси Милославской. Хорошие.

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована