Год назад закончился 6 сезон сериала “Игра Престолов”. Последнюю серию я посмотрел на большом экране. За что большое спасибо Стасу Нетребко.

Фнальная серия была самой захватывающей за последнее время. Она показала то, что сериал слишком уж стремиться потворствовать нашим неконтролируемым желаниям и фантазиям.

В этом эпизоде нет ничего, что мне не понравилось или осталось не раскрытым. Дейенерис пересекает Узкое море, чтобы занять свое место на железном троне, происхождение Джона Сноу раскрыто и оно не помешает ему стать законным королем Севера. Арья Старк вернулась в Вестерос, где она с радостью отомстила за убийство своей семьи, скормив Уолдер Фрею пирог, начиненный его собственными сыновьями. После чего — перерезала ему горло.

Месть — это блюдо, которое подают холодным. С начинкой из отпрысков. Ганнибал Лектер и Эрик Картман остались бы довольны.

Когда сезон начался, я говорил о том, что “Игра Престолов”, похоже, скатывается. Это было ясно из-за расстановки акцента на конфликтах, затронутых еще в предыдущих сезонах. Не самых интересных конфликтах. Но серия “Ветра Зимы”, безусловно, реабилтрировала ранние эпизоды 6 сезона за 60 минут непрекращающегося экшена.

Вот только финальный акцент, который создатели поставили на удовлетворение зрительской жажды мести, произвел на меня впечатление гораздо большее, чем следовало.

В великолепной открывающей сцене Серсея использует хранилище дикого огня под Красной Крепостью, чтобы взорвать Септу, со всеми людьми, находящимися внутри. Его Воробейшество, остальных септонов, Марджери, Лораса и других невольных участников церемонии.

Медленная, намеренно выдержанная сцена противопоставляет каждого персонажа, показывая, как каждый из них одевается, готовясь к важному событию. В неизвестных ранее катакомбах фанатик Лансель Ланистер преследует одного из пташек, углублясь в подземелье. Напряжение нарастает, Марджери начинает что-то подозревать, и у зрителя возникает жуткое ощущение неизбежной катастрофы.

Серсея, бесспорно, является ненавистным злодеем . Но за последнюю пару сезонов появилась еще одна мерзкая фигура — его Воробейшество. И случается невозможное — я начинаю если не симпатизировать, то, по крайней мере, сочувствовать Серсее, которая пытается сохранить свою власть. Не говоря уже о том, что она потеряла всех своих детей.

В 6 серии сезона Арья наблюдает за тем, как актерская труппа ставит на сцене смертельную свадьбу Джоффри. Актеры играют из рук вон плохо, но выступление актрисы, играющей Серсею, очаровывает народ. Когда она оплакивает смерить сына даже Арья перестает улыбаться. Сцена напоминает о том, что любая смерть имеет значение для кого-то.

С точки зрения морали Вестероса, Серсею очень просто возненавидеть. Но в “Игре Престолов” у нее появляется враг еще более отвратительный, чем она. Его Воробейшество с армией воинствующих фанатиков, чьи религиозные принципы не оставляют места личному мнению или праву выбора. В них нет ничего человеческого. Никаких чувств. Радости, желания, страха. Они, наверное, чемпионы по игре в “каменные лица”.

И вот — взрыв, и Септы больше нет. И я чувствую себя немного не по себе.

Очевидно, фанаты сериала аплодировали тому, что септа уничтожена, а ее посетители приняли медленную и мучительную смерть. Хорошо, что камера осталась снаружи. И только крики ужаса были слышны.

Но эта смерть, и другие, которые были предназначены, чтобы удовлетворить у зрителя жажду мести, опустошили меня. Арья Старк один из немногих персонажей, которому зрители однозначно симпатизировали с самого начала сериала, встала, к сожалению, на дорожку Серсеи, когда убила Уолдер Фрея.

«Я сказала, что мое лицо будет последнее, что вы увидите перед смертью, помните?» — сказала Серсея.

«Последнее, что вы увидите перед смертью, это то, как Старк улыбается”, сказала Арья, перерезая голо Уолдер Фрею.

В предыдущем эпизоде Санса скормила Рамси собственным собакам, и ехидно ухмыляясь удалилась под звуки разрывающейся плоти. Опять же, зрители аплодировали кончине этого жестокого человека, который так много мучал других. Сначала Теона, потом Сансу. Не говоря уж ео второстепенных персонажах.

И Уолдер Фрей, И Его Воробейшество, И Рамси были сделаны однозначными злодеями для того, чтобы зритель упивался их смертью. А теперь спросите себя, нормально ли вообще радоваться чьей-то смерти?

Может быть я недостаточно циничен для 2017 года, но я и не тот человек, который будет волноваться и ли радоваться чьей-то смерти. Аплодисменты в момент жестоких, красочных убийств таких персонажей как Его Воробейшество, Уолдер Фрей, работорговцев в заливе драконов и даже Рамси Болтона, воспринимаются отчего-то слишком легко, если их совершают персонажи, которым я симпатизировал с самого начала сериала — Арья и Дейенерис. Это мне напоминает поклонников сериала “Во все тяжкие”, которые восторгаются каждым трюком Хайзенберга. Не смотря на то, что он — на протяжении сериала становится человеком злым, эгоистичным и жестоким.

Я понимаю, что одна и основных идей “Игры Престолов” — это показать, к чему приводят моральные компромиссы. Но многие фильмы и сериалы затрагивают эту проблематику и не выходят так сильно за рамки игры с нравственностью. Например сериал «Оранжевый — хит сезона» основывается на том факте, что почти каждый персонаж сделал что-то настолько плохое, чтобы оправдать ее тюремное заключение. И все же, через воспоминания, шоу показывает, что эти женщины не являются злом — они просто несовершенные люди, часто в неправильном месте в неправильное время. Даже тюремные охранники изображаются не абсолютными злодеями, но людьми, которые под давлением обстоятельств совершают ошибки.

Антогонист в сериале “Чужестранка” Джонатан «Блэк Джек» Рэндолл жестоко насилует и истязает Джейми Фрейзера в первом сезоне. Но возмездия до сих пор нет. Во втором сезоне его характер углубляется еще больше, показывая его импульсивным человеком, осознающим, что он не может себя контролировать. Это не означает, что он освобождается от своих преступлений, но теперь зрителю его гораздо труднее обвинить с позиции социального зла. Вместо этого, мы видим недостатки человека.

Конечно, “Игра перстолов” — это фэнтезийный сериал, действие которого происходит в совершенно ином мире, чем реалистичные “Чужестранка” и “Оранжевый”. Но как зрители, мы с вами живем в одном морально сложном мире. “Игру Престолов” смотрит рекордное количество зрителей и она охотно потворствует нашим желаниям.

Это не значит, что сериал показывает поступки без последствий. Но пока другие драматические фильмы и сериалы не дают забыть нам о том, что жизнь ценна, “Игра престолов” дарит удовольствие тем, что с легкостью уничтожает собственных персонажей. И мы забываем, что они — тоже люди.

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована