На афише спектакля «Вий» Театра на Таганке в соавторах значится Николай Васильевич Гоголь. Но я рад, что по факту, — это оказалось немного не так. Поймите, я очень люблю Гоголя и считаю его главным русским писателем (ок, одним из трех главных русских писателей, наравне с Антоном Чеховым и Александром Пушкиным), но оригинальный рассказ является всего лишь обычной линейной страшилкой для увеселения неискушенного читателя.

С режиссером Александром Баркаром я знаком с конференции Москон 2008 года, организованной прекрасной Юлией Рыженковой c_o_r_w_i_n. Там я презентовал там книгу взрослых сказок «Своевременные сказки», которую мы издали вместе с Эриком Брегисом breg, а Саша Баркар приехал из Луганска, чтобы представить свой спектакль «Темница» по пьесе великолепного Константина Арбенина (тогда еще — группа «Зимовье Зверей»). Красивые актрисы, хорошая музыка. Душевный был спектакль. Юля вместе с Женей Стариченко ledy_jenn утверждали, что с режиссером мы очень похоже внешне, хихикали, и фотографировали нас вдвоем. Весело было.

И вот, спустя почти 10 лет, Саша мне пишет в Фейсбук (прощай, эра ЖЖ), что у него в Москве премьера спектакля. Да еще и на сцене Театра на Таганке. Да и еще и с песнями нежно любимого мной Вени Дркина, песни которого я со студенческих времен помню наизусть.

Спектакль получился хороший. Актеры — великолепные. И Хома Брут в исполнении Филиппа Котова, и невероятная Панночка в исполнении Александры Басовой (она играла во многих постановках Юрия Любимова, кстати). На этом сходство с Гоголем и заканчивается. Александр Баркар значительно углубил персонажей, превратив их из дурацких картонных фигурок в полноценных людей. С предысторией, характером, со слабостями… чуть ли не с полноценной аркой героя. Панночка в спектакле не просто ведьма, летающая в гробу, а персонаж с трагической историей и явно вырисованной мотивацией так, что зритель начинает ей сопереживать.

Прорисовке персонажей очень помогает музыкальный ряд по мотивам песен Вени Дркина и спектакль по жанру становится ближе к рок-опере. И тут кроется загвоздка. Тесты песен очень важны не только для эмоциональной, но и для смысловой окраски действия. Придают ту самую глубину, которая так цепляет в спектакле. Но в нашем случае в течение всего первого акта звукорежиссер занимался тем, что засовывал себе в уши различные товары из секс-шопа. И впечатление немного смазалось — первая часть показалась чересчур затянутой. Во втором отделении он, конечно, исправился. Но нельзя так делать.

Тем не менее спектакль Вий мне очень понравился. Это великолепное произведение об искушении. Настолько сильном, что ему невозможно сопротивляться. Невозможно сопротивляться Фоме, невозможно сопротивляться Панночке, невозможно сопротивляться зрителю. Искушение — это метафора Вия в спектакле. А для многих зрителей это будет метафорой событий из их жизни. Под прекрасную музыку Вени.

Все бабы - ведьмы. "Вий" на сцене Театра на Таганке
Пьеса75%
Режиссура75%
Декорации70%
Кастинг85%
Ценность для любителей жанра70%
Ценность для любителей театра60%
73%Оценка
Оценка посетителей: (4 Votes)
89%

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована