Новый фильм одного из моих самых любимых режиссеров — Джима Джармуша «Патерсон» — это признание в любви творцам, не поддавшимся влиянию рутинной работы. Меня зовут Антон Голубчик. И вы смотрите “Киношаги по стеклу”.

Вся неординарность этого фильма-портрета о поэте-водителе автобуса, кроется, как ни странно,в его обыденности.

Утром его взгляд цепляется за спички, лежащие на столике, и как и все он перекусывает перед уходом на работу. По дороге в автобусный парк сочиняет в голове первые строки нового стихотворения. Сидя на водительском сиденье в ожидании указаний от начальника, запишет их и, возможно, успеет набросать еще парочку. Все утро он проведет за рулем, невольно подслушивая болтовню пассажиров. Снова и снова проедет по одному и тому же маршруту. В обеденный перерыв продолжит писать.

Уже на пути к дому сочинит еще немного и, возможно, запишет это в блокнот, лежащий на крохотном столике в неприметном уголке подвала. Потом поужинает со своей девушкой, уйдет гулять с ее собакой, пропустит пару бокалов пива в баре неподалеку, вернется домой и ляжет спать. Такова проза жизни. Его жизни. Он пишет прекрасные стихи. Пишет столько, сколько может, отдавая этому занятию время, которым волен распоряжаться как угодно.

Рутинная жизнь творческой личности не часто выносится на широкий экран и уж точно никто не подходил к этой теме с таким уважением и почтением как Джим Джармуш в «Патерсоне».

Название фильма — это и имя главного героя и название города, в котором он живет, и маршрута автобуса, который он водит.

Как правило, если в кино у творческих людей и есть рутинная работа, это ненадолго. Ее показывают лишь мельком, перед тем как герой устремляется к успеху, либо, напротив, после неудачи постигшей персонажа, чтобы продемонстрировать как трагично его падение.

Но правда в том, что подавляющее большинство тех кто пишет, рисует, занимается скульптурой или, например, снимает фильмы, не получают за это ни гроша. Но они продолжают этим заниматься, потому что на самом деле это не вопрос выбора. Именно такие увлечения помогают человеку терпимее относиться к монотонности и невыразительности повседневной жизни.

Рутина стирает границы дней. Порой и нескольких часов монотонных занятий достаточно для того чтобы реальность становилась все размытее.

Джармуш — кинематографист, который дал такому укладу жизни расправить крылья, ведь он не боится показывать жизнь в бытовых ее проявлениях. Он открыт (и помогает открыться зрителю) тем «микродрамам», которые происходят в Патерсоне каждое мгновение — мы узнаем о них из коротких историй, подслушанных его героем.

Открыт для тихого отчаяния, с которым Лаура предается мечтам о собственной пекарне и о карьере кантри певицы. Откры для ставшего практически осязаемым стресса, преследующего начальника нашего героя, который выпаливает целый список гнетущих его проблем, а после отмахивается от вопроса со словами : «Да все как всегда. Обычные неурядицы».

Отголоски этих слов пронизывают весь фильм Джармуша. Не будет спойлером то, что этот фильм не из тех, что заканчиваются бешеным успехом главного героя. Его творения не опубликуют в Ньюйоркере и он не проснется знаменитым. Эти стихи не «откроет» влиятельный литературный агент, после чего жизнь нашего героя никогда уже не будет прежней. Его жизнь не будет меняться ни в будущем, ни даже в течение тех 115 минут Патерсона которые мы увидим на экране.

Зритель прочувствует, что в жизни его есть и откровенно занудные моменты, есть и умиротворяющие, которые не стоит сбрасывать со счетов.

В эпизоде, где незнакомцы указывают герою на то, как дорого стоит его собака, зрителю может показаться, что Джармуш подводит его к традиционному «крисизу третьего акта». Но это не так. Патерсон продолжает писать стихи, которые сам называет «всего лишь словами, записанными на бумаге», и делать свою работу.

В картине нашла отражение и любовь Джармуша к творчеству Уильяма Карлоса Уильямса, который ,кстати, жил в том самом городе Патерсон. Да в общем стиле и тоне фильма без труда прослеживается отношение его режиссера к знаменитому поэту.

Но не стоит, однако, думать, что все так уж статично. Чем тише Джармуш «говорит» с нами, тем ближе мы склоняемся к нему. Это достигается благодаря общей сдержанности созданной им картины. В ней есть коротенький драматический момент, который, на фоне царящего спокойствия, можно сравнить с настоящим убийством. А чуть позже, один по сути своей незначительный, неприметный жест незнакомца, обретает в этой обстановке такую силу, что его, кажется, должно быть слышно в самых отдаленных уголках мира.

Патерсон — картина неординарная своей обыденностью, своим стремлением показать нам людей похожих на главного героя. Представить, что вот так может пройти вся жизнь и понять, что в этом нет ничего разочаровывающего или постыдного. Одна из лучших сцен фильма та, где Патерсон выгуливает вечером свою собаку,и обнаруживает мужчину за сорок (а если точнее рэпера Method Man) в прачечной, где тот сочиняет новые рифмы перед «публикой», состоящей из стиральных машин.

Патерсон — картина неординарная своей обыденностью, своим стремлением показать нам людей похожих на главного героя.

«Ваш рабочий кабинет?» — спрашивает Патерсон.
«Им становится любое место, где приходит вдохновение»- слышит он в ответ. Так оно и есть.

Спасибо Джармушу за фильм и не забудьте подписаться и сделать репост этого видео из паблика “Киношаги” вконтакте. Призы за это я раздаю каждую неделю. С вами был Антон Голубчик. Канал Киношаги по стеклу. Валар Дохаэрис.

Фильм “Патерсон” - новая икона Джармуша
Режиссура85%
Сценарий80%
Для любителей Джармуша90%
Для зрителей70%
81%Оценка
Оценка посетителей: (2 Votes)
80%

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована