Казалось бы: Гоголь бессмертен. Он проникает в наше сознание в начальных классах с совсем не сказочными «Вечерами на хуторе», укрепляется и пытается подсветить наше сознание изнутри бесконечно гениальными «Мертвыми душами» и «Ревизором». Встречали авторов с огнем в глазах?

И этого заряда многим хватает на всю жизнь. Гоголь никуда не уходил — он просто вышел за свежей газетой. Вероятно даже в халате. И мы все ждем его — в звуке шагов на лестнице, шелесте осенней листвы или треске горящих рукописей.

Достаточно оглянуться вокруг и увидеть, что где-то рядом с каждым из нас живет человек, вобравший в себя частичку величия Николая Васильевича. Ему даже не обязательно быть настоящим писателем. Помните, как у Хармса:

«Это будет рассказ о чудотворце, который живет в наше время и не творит чудес. Он знает, что он чудотворец и может сотворить любое чудо, но он этого не делает…»

И все эти писатели, музыканты, художники формируют собой единого бессознательного Гоголя, взявшего свое начало еще тогда, вместе со сгоревшей рукописью вторых «Мертвых Душ». И если его гению было суждено выжать в том пламени, то он переживет и нашу эпоху перехода от пандоковского языка к хэштегам сознания.

Дверь шкафа в «Доме-музее Гоголя» ведет нас отнюдь не в Нарнию. Через нее мы попадаем в квартиру современного коллективного Гоголя, незримо наблюдающего за нами, и отправляющего нам знаки.

Интерактивная инсталляция #АВТОРЖЖЕТ художников Анны Румянцевой и Алексея Трегубова стала первым испытанием для моей беззеркалки Olympus Pen E-P5 (этам модель поколением младше топовой Olympus E-PL7, о которой я писал недавно). Я как раз начал ее тестировать, и музей стал в прямом смысле испытанием — в условиях практически полной темноты н авторежиме камера справилась отлично. Правда немного сложно после зеркалки управляться без человеческого видоискателя, но я навострился. Повторюсь, что все фотографии в этом посте сделаны на компактную камеру Olympus Pen E-P5 в условиях практически нулевой освещенности, на авторежиме и без редактирования (даже без шарпинга)! Оригиналы фотографий можно изучить, скачав архив по ссылке (50мб).

Это соавтор выставки — Алексей Трегубов. Видно, что небольшая «шевеленка» на темных фотографиях есть. Но удивительно качественно сработал стаб.

Автор (Гоголь, не Трегубов) подшучивает над нами, переключая каналы. жаль, что нет лежащей телефонной трубки — удивительная бессознательная отсылка к фильму the Wall Алана Паркера получилась бы. Меня всегда удивляло то, что Гоголь не покончил жизнь самоубийством…

… поскольку скучно, скучно на этом свете. Цитата пульсирует под водой.

И обретает свободу

Он не отпускает нас ни на секунду. Казалось, что он усмехается над нами, отправляя нам собственные цитаты, словно пародируя спиритический опыт. Но вдруг он знает о нас гораздо больше, чем мы сами?

И все же остается загадкой, почему автор не отпускает нас ни на секунду. Оттого, что его произведения сейчас все еще слишком актуальны или он просто боится оставить нас наедине со страшной, но все еще прекрасной Россией?

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована