Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня у нас премьера рубрики с рабочим названием «и это все о нем», в которой мы будем рассказывать о людях, которые оказали сильное влияние на кино. И начнем мы с Кристофера Нолана, снявшего «Темного рыцаря», «Начало» и «Интерстеллара». Не забудте подписаться на канал, чтобы не пропустить продолжение.

Ценители авторского кинематографа тепло вспоминают первые картины Кристофера Нолана
, замечая, что с каждым последующим своим фильмом он все больше и больше стремится к крупным бюджетам и массовой публике. Последняя восхищается его новыми работами и с восторгом принимает каждый новый фильм. Как и в сюжетах своих фильмов и образов их героев важное место в творчестве Кристофера Нолана занимают трансформация и превращение.

Герой «Преследования», первого полнометражного фильма Кристофера Нолана, снятого по его собственному сценарию, — молодой безработный, считающий себя писателем. В поисках материала для своей книги, а может быть просто от безделья, он втягивается в опасную игру – начинает преследование случайных прохожих и пытается представить или сочинить подробности их жизни. Разумеется, для молодого человека ничем хорошим это закончиться не может. Казавшееся случайным знакомство с квартирным вором втягивает его в рискованную авантюру с неожиданным для него самого и для зрителей финалом.

Малобюджетный фильм, снятый на черно-белую пленку (что для жанра «нуар» можно считать хорошим тоном), был благосклонно и доброжелательно принят критикой. Действительно, молодой режиссер показал себя с самой лучшей стороны, проявив и способность создать напряжение в кадре (без посредства дорогостоящих спецэффектов), и умение работать с актерами, и талант сценариста и драматурга. Финальный твист, раскрывающий подлинную подоплеку истории квартирного вора, любовницы мафиози и незадачливого писателя, превращает детективный сюжет с любовным треугольником в драму человека, интересующегося личностями других и теряющего собственную идентичность.

Отличился Нолан и нестандартной композицией, отказавшись от последовательной временной линии в пользу рассказа с незначительными вкраплениями будущего, по отношению к текущим событиям, времени. Главные роли в фильме исполнили непрофессиональные актеры. Из них лишь Люси Рассел, сыгравшая роковую в жизни героя красотку, сделала карьеру в кинематографе. После своего дебюта в «Преследовании» она отметилась в нескольких короткометражных и телефильмах, и самым большим ее достижением на сегодняшний день стала работа с Франсуа Озоном в фильме «Ангел».

Появилась Рассел и в незначительной роли в фильме, ставшим для Нолана этапным – «Бэтмен: Начало». Впрочем, вместе с ней там же оказались и ее партнеры по дебюту: Джереми Теобальд, сыгравший писателя, и Джон Нолан, единственный профессиональный актер в «Преследовании», оказавшийся по совместительству дядей режиссера. Стремление работать с уже «проверенными в деле» актерами вообще характерно для Кристофера Нолана, который вновь и вновь сотрудничает с Майклом Кейном и Кристофером Бэйлом, образуя своего рода английскую (точнее – великобританскую, Бэйл из Уэллса) группировку в Голливуде.

Однако для молодого режиссера, имеющего в творческом активе всего один полнометражный фильм, говорить о традициях было преждевременно. Аванс, выданный «Преследованием» предстояло еще оправдать. Несколько премий, собранных лентой (среди них – награды кинофестиваля «Слэмдэнс» и международных кинофестивалей в Ньюпорте и Роттердаме), серьезно облегчили задачу поиска финансирования для следующего проекта. Детские мечты сбывались.

Кристофер Нолан родился в Лондоне в 1970 году, он с детства был фанатом кинематографа – особую роль сыграли в этом «Звездные войны» Джорджа Лукаса и другие фантастические ленты. Среди своих любимых Нолан называет «Космическую одиссею» Кубрика и «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта. С семи лет он начал сам снимать любительские фильмы. Во время пребывания семьи Ноланов в Соединенных Штатах (его отец был англичанином, а мать — американкой; сам Нолан имеет двойное гражданство) одна из работ девятилетнего тогда Кристофера демонстрировалась на одном из местных кабельных каналов. Позднее, уже после возвращения в Англию, еще одна короткометражка попала в программу кинофестиваля в Кембридже.

Трехминутный фильм «Жук» положил начало их сотрудничеству с Джереми Теобальдом. Он сыграл в «Жуке» главную – и единственную – роль мужчины, преследующего насекомое. Насекомое, впрочем, оказывается не совсем насекомым, да и статус преследователя неожиданно меняется. Позднее Теобальд снялся в «Преследовании» и продюссировал эту картину. Также на ранних фильмах Нолана с ним работала Эмма Томас, которая стала не только продюсером всех его фильмов, но и супругой.

Второй фильм Нолана «Помни» по сей день является визитной карточкой режиссера в сфере арт-хауса. После заслуженно шумного успеха этого фильма он обратился к другим жанрам и другим бюджетам, сохранив, правда, верность излюбленным темам. Фильм снят по рассказу «Memento mori» его брата, Джонатана Нолана, который позднее выступал в качестве автора сценария к фильмам «Престиж» и «Темный рыцарь». Любопытно, что до появления фильма рассказ не был опубликован и даже самые любопытные зрители не могли узнать финала картины. Впрочем, ее фабула довольно проста: бывший страховой агент Леонард Шелби (в его роли снялся Гай Пирс), обуреваемый жаждой отмщения, колесит по стране в поисках убийце своей жены. Но, как водится, есть и нюанс: Леонард страдает краткосрочной амнезией и помнит лишь последние несколько минут из своей жизни. Выдающимся событием в истории кино этот фильм стал не из-за сюжета, а благодаря способу, которым была рассказана эта история. Привычный Нолану еще с «Преследования» нарративный тип повествования, основанный на монологе главного героя, был смонтирован в обратном хронологическом порядке. Так убийство, происходящее в начале фильма, является последней по времени сценой, в которой мы наблюдаем за героем. Дальше события демонстрируются в обратном порядке и с каждой последующей сценой мы приближаемся к началу этой истории*. Сцены, представленные в обратной хронологической последовательности, перемежаются флэшбеками с воспоминаниями главного героя, сохранившимися у него до проявления амнезии. Усложненный стиль повествования заставляет зрителя особо пристально следить за происходящем на экране, многие выходили из кинозалов с недоумевающим и разочарованным видом. Разгадать загадку, наряду с новаторским монтажом, мешала и двойственность персонажей. Тедди в исполнении Джо Пантолиано, сопровождающий героя, то ли работает на ФБР, то ли сам является преступником. Натали, которую сыграла Кэрри-Энн Мосс, не то любит, не то ненавидит главного героя. Трансформация их персонажей, происходящая по отношению к Леонарду с регулярностью в несколько минут, сбивает с толку не только его. Однако в центре фильма – герой Гая Пирса.

Его поиски заключаются не только в поисках убийцы своей жены, но и, прежде всего, в поисках самого себя. «Помни» почти в буквальном смысле вывернул жанр «нуара» наизнанку. В первых минутах фильма ответив на ключевой для жанра вопрос о том, кто же является убийцей, Нолан сосредоточивает внимание зрителя совсем на других вопросах. Сложная зависимость истины от ощущений, данных нам в реальности, потеря, обретение и содержание собственного «я» — эти темы придают картине философские и экзистенциальные смыслы. И реверсивный монтаж как нельзя лучше работает на идею фильма.
Малобюджетная и снятая меньше, чем за месяц, лента упрочила репутацию режиссера. Картина получила свыше десятка наград и премий на различных фестивалях. Среди самых значимых: награда за сценарий на кинофестивале независимого кино «Сандэнс» и премия «Сатурн» Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов за лучший триллер.

Следующей работой режиссера стал американской римейк норвежской ленты «Бессонница», снятой по сценарию Николаса Фробениуса, чьи книги русскому читателю знакомы. Оригинальный фильм, типично скандинавский по духу, был выдержанной в холодных тонах историей полицейского, случайно убившего своего коллегу в ходе расследования убийства девушки. С присущей северным краям внешней отстраненностью «Бессонница» исследует темные закоулки человеческой души. Создавая американскую версию фильма по оригинальному сценарию норвежского фильма, Нолан существенно сместил акценты, добавив значимости другим действующим лицам этой истории. Во многом это было обусловлено тем, что он, уже признанный коммерчески успешным режиссером, получил право работать со звездами первой величины (к слову, Стеллан Скарсгаард, исполнитель главной роли в первом фильме, был приглашен в Голливуде и продолжает там сниматься, что для актера европейской школы, пожалуй, исключение). В «Бессоннице» Криса Нолана снимались сразу три оскаровских лауреата: Аль Пачино, Хилари Суонк и Роберт Уильямс. Харизма Аль Пачино и, конечно, мастерство режиссера лишили фильм меланхоличных северных ноток и привнесли столь любимую Ноланом тему двойственности природы главного героя. В новом варианте сюжета напарник, убитый Уиллом Дормиром, как выясняется, представлял для последнего угрозу, так как мог свидетельствовать против него в суде. Так ли случаен был роковой выстрел, для зрителя останется загадкой. Зато почти осязаемы будут муки Дормира, усугубленные его бессонницей и полярным днем. Противостояние двух убийц оказывается весьма двусмысленным с точки зрения морали, однако зло должно быть наказано – в финале гибнут оба персонажа (в норвежском фильме полицейский оставался в живых).

Несмотря на достоверное кинематографическое отображение усталости, бессонницы и внутренних демонов, обуревающих героя, фильм был воспринят значительно хуже других работ режиссера. Да и норвежской ленте он, пожалуй, все-таки уступает. Возможно, в этом сыграли свою роль завышенные ожидания от новой работы Нолана, основанные на его первых лентах. А может быть сказалось давление продюсеров и размер бюджета, превосходящий те, с которыми доводилось работать Нолану.

Так или иначе, именно «Бессонница» стала переломным пунктом в карьере режиссера, который начал склоняться к более простым (по своим идеям и по структуре) и более массовым фильмам с большими бюджетами и звездным составом актеров — путь, выбираемый подавляющим большинством молодых талантливых режиссеров. Следующий фильм Нолана должен был подтвердить или опровергнуть предположения о направлении дальнейшей карьеры режиссера.

Известно, что сам Нолан в качестве следующей своей работы после «Бессонницы» рассматривал проект байопика о жизни эксцентричного миллионера Говарда Хьюза, последние свои дни проведшего в гостиничном номере, панически боясь инфекции и посторонних. По словам Нолана, у него был один из лучших сценариев, которые когда-либо видел режиссер. Заманчиво строить предположения о том, каким бы мог быть этот фильм — многообещающих, но не реализованных проектов в кинематографе вообще великое множество. Однако этому фильму не суждено было выйти на экраны. Проект был закрыт на ранней стадии, когда стало известно, что к работе над своей версией кинобиографии Хьюза приступил Мартин Скорцезе, а главная роль была отдана Леонардо Ди Каприо.

И так уж вышло, что новым проектом Нолана стало возвращение на экраны Бэтмена — темного рыцаря из Готэм-сити, Задача, стоящая перед режиссером, была не из легких — амбициозная и рискованная.

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована