Отзыв на фильм “Звездные войны” без спойлеров. Почему мне понравился новый фильм “Звездные Войны: пробуждение Силы”.

Валар маргулис, звезданы. Прошло какое-то время после премьеры новых Звездных Войн — “Звездные Войны: пробуждение Силы”. И настало время поделиться с вами впечатлениями от просмотра. По возможности без спойлеров и тупого пересказа сюжета с комментариями, чем грешат многие кинообзорщики.

Расскажу одну историю. Однажды, в детском возрасте, я лежал в болнице. Это был 1992 год. мне показали телепрограмму, в которой были отмечено, что в один из выходных дней по телевизору будут показывать “Звездные Войны”. По первому каналу. Да-да, канала тогда было всего два, интернета не было и все покупали газеты с программой передач на неделю. Что такое Звездные Войны никто не знал, но название меня захватило. И я попросил маму забрать меня на выходные домой. Но перед показом диктор сказал, что оказываетя прав на показ у них тогда нет и показали дурацкий фильм “Супердевушка”. Я рассторился.

Причиной претензии послужило нарушение телеканалом авторских прав: телеканал приобрел права на телепоказ у компании «Консолидация «Мир», у которой были права только на кинотеатральный показ.

И вот теперь — я посмотрел “Звездные Войны” на большом экране.

Сразу скажу что фильм мне очень понравился. Картину доверили Абрамсу, как уже провернувшему подобный трюк воскрешения с франшизой “Звездного Пути”. И Арбамс с большим уважением отнесся к оригинальной трилогии “Звездных войн”. Чего не скажешь о многих российских кинотеатрах, которые просто издеваются над чувствами фанатов, указывая в заголовке слово “сила” со строчной, то есть маленькой, буквы. Все-таки микки маус головного мозга в российских мозгах засел гораздо глубже, чем следовало бы.

Но ближе к делу. В 2012 году Джордж Лукас — создатель “Звездных Войн” продал свою компанию Lucasfilm “Диснею” за $4,05 млрд. и стал вторым из крупнейших акционеров Walt Disney. Тогда все напряглись. Содатели “Южного Парка” даже выпусти очень злую, и как мы теперь видим, крайне правдивую серию.

Но сейчас мы видим, что любовь Лукаса к деньгам не смогла убить атомосферу “Звездных войн”. за что отдельное спасибо Абрамсу, сработавшему как отличная проститутка, сумевшая ублажить и фанатов саги и ньюфагов.

Так поучилось, что успех “Звездных войн” — это не заслуга фильма. Не смотря на сумасшедшие спецэффекты в фильмах сорокалетней давности они были сделаны из рук вон плохо. Но они были настолько круты и неожиданны, что стали целым явлением поп-культуры, сформировавшем первый в мире гик-фендом. И, пожалуй, самый преданный.

Так что у нас там с пробуждением силы?

Через тридцать лет после гибели Дарта Вейдера и Императора галактика по-прежнему в опасности. Государственное образование Новый Порядок во главе с их таинственным верховным лидером Сноуком и его правой рукой Кайло Реном идёт по стопам Империи, пытаясь захватить всю власть. В это нелёгкое время судьба сводит юную девушку Рей и бывшего штурмовика Нового Порядка Финна с героями времён войны с Империей — Ханом Соло, Чубаккой и Королевой Леей. Вместе они должны дать бой Новому Порядку, однако настаёт тот момент, когда становится очевидно, что лишь джедаи могут остановить Сноука и Кайло Рена.

В начале фильма наши новые герои Рей и Финн оказываются на борту легендарного “Сокола тысячелетия”. Она — на месте пилота, он — в оружейном отсеке. Каджый из героев твердит себе “я могу это сделать, я могу это сделать”. Это смешно. Но это явлется отличной метафорой того, как ощущает себя Джей Джей Абрамс. Управляющим легендарной франшизой на передовой Голливудского фронта. Возможно, самой ценной и уж точно любимой миллионами. Здесь очень легко облажаться.

Джей Джей Арамс написал сценарий вместе с именитым Лоуренсом Кэзданом, который так же является сценаристом других частей саги: “Империя наносит ответный удар” и “Возвращение джедая” и крутейшим Майклом Арндтом подарившему нам “Историю игрушек 3”. Вероятно первый вырисовывал все эпические пафосные моменты с отсылками к классическим картинам, а второй был ответственен а всяческие кавайные вставки.

Но важно другое — сценаристам удалось не только сохранить каноническую часть вселенной, с ее мифологией и персонажами, но и расширить ее, в буквальном смысле, для следующего поколения зрителей и героев. А это — очень сложная задача. Грамотно прописать отсылки и цитаты, сыграть на ностальгии и при этом не скатиться до уровня крупнбюджетной фанфик-поделки. Но еще сложнее — ввести новых персонажей так, чтобы они не вызывали отторжения.

Поэтому очень мудрым решением было начать фильм со введения новых персонажей. Это Финн — штурмовик, которого внутренние противоречия и кризис совести приводит на сторону добра, и Рэй — девушку-мусорщика, идущую по своему собственному пути.

И при этом все необходимые аттрибуты — сохранены. Множество коллбэков, логлайн, титры и музыкальная тема, которая до сих пор вызывает мурашки при прослушивании ее в зале кинотеатра. В основном это выглядит как подмигивание фанатам саги.

С другой стороны, когда Абрамс уделяет такое колиество времени, чтобы показать бешеные космические создания, ты понимаешь, что это — последнее чтобы стал делать Лукас, и четко разграничивает то, какими были старые картины от современных блокбастеров. От этого явного разграничения остается чувство, что я посмотрел два фильма: один для олдфагов — другой для новых, гораздо более молодых зрителей.

Иногда фильм очень хитрым образом переворачивает наши ожидания наизнанку.

Вначале, кажется, что сет-ап актеров намеренно создан как простая аналогия классическим персонажам “Звездных Войн”: Финн — это Люк, Рэй — Лея, По — Хан. Но Абрам оказался довольно ловким манипулятором, и чем больше мы узнаем Рэй, тем дальше она отходит он возникшего у нас в голове образа. Или вот еще приятный момент: когда Финн видит что Рэй может сама справиться с противником, он передумывает лезть в драку. И он осмущенно оглядывается, стремясь проверить, не заметил ли кто его сомнения в силах девушки. И мы видим, что персонаж Финна гораздо глубже чем ожидалось после его введения в фильм. На протяжении фильма мы видим как он развивается в полноценного человека, хотя вначале он индефицировал себя лишь как одного из штурмовиков, у которого из личности только и есть, что серийный номер.

Роли, которые актеры сыграли в фильме, обязательно сделают их звездами. За исключением, пожалуй, явного провала — Адама Драйвера в роли последователя Дарта Вейдера — Кайла Рэна. Возможно его слабая и безразличная игра задумана Абрамсом изначально. Но эта задумка не считывается и актер выглядит весьма посредственно.

Между тем, Харрисон Форд, не смотря на свою старческую сварливость, выглядит гораздо лучше, чем в прежние годы. Обратите внимание на его мимику, когда он впервые слышит имя Люка Скайвокера и каким нежным тоном он говорит, что знал его. Очевидно, что только такие актеры как Харрисон Форд и Кэрри Фишер могли отыграть свои роли с таким высокопарным пафосом. Слишком долго они жили этими персонажами. Впрочем, не только они, но и мы тоже.

Как человек, который давно влюблен в “Звездные Войны” я очень рад, что хоть фильм и сделан с большим уважением к фанатам, но развлекает их на своих собственных условиях. Абрамс сделал энергичный, захватывающий фильм. И за красивый картинкой мы видим реальные истории о брошенных детях, потерявших родителей, отчаянии и поиски лучшего в себе.

В конце одной из первых сцен на Сколе Финн вполне мог бы сказать “Я ведь чертовски хорош для этого”. И в конце фильма Сила просыпается, потому что Джей Джей Абрамс чертовски хорош для этого.

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована