«Недурные слова» Сергея Антонова — это своего рода антропологический экскурс в теневую зону русского языка. Автор взял на себя амбициозную задачу: показать, что даже самые «недурные» (или «дурные» — тут как вам больше по душе) выражения являются частью нашей культурной идентичности.
![](https://golubchikav.ru/wp-content/uploads/2025/01/IMG_7838-2-768x1024.jpg)
На первый взгляд, книга может показаться чем-то вроде юмористического словаря с ругательствами, но это не так. «Недурные слова» — это исследование о том, как слова, которые обычно считаются недостойными светской беседы, отразили дух времени, исторические коллизии и даже философские концепции. В этом смысле книга чем-то напоминает работы Ролана Барта, где повседневное становится предметом глубокого анализа.
Автор, вооруженный источниками вроде Даля и Фасмера, ловко балансирует между научностью и озорством. Рассказ про слово «брак», например, не только объясняет этимологию, но и заставляет задуматься о том, как язык отражает традиции и обычаи. Похищение невест и образование слов через практику? Почти сценарий для сериала уровня «Игры престолов». И всё это — с ненавязчивой иронией.
Или вот текст про слово «мудак» — настоящий гимн этимологическим головоломкам. Здесь чувствуется влияние духа лингвистической археологии, с оттенком юмора в стиле Стивена Фрая. Автор ловко показывает, как слова связаны через историческую призму, бросая мосты между древнегреческим и чешским, чтобы доказать: язык — это не только орудие, но и живая история.
В глава об истоках матерной лексики Антонов разрушает популярные мифы с элегантной легкостью, напоминая нам, что даже Максим Горький мог ошибаться. Берестяные грамоты, содержащие ранние примеры мата, — это словно голос прошлого, который доказывает, что словесная дерзость жила задолго до нашествий и социальных потрясений.
Иллюстрации Люси Варламовой, сопровождающие текст, — отдельное произведение искусства. Они добавляют визуальный юмор и создают тот самый «эффект присутствия», позволяя глубже погружаться в материал. Здесь нет ни намёка на банальность — каждая иллюстрация дополняет текст, превращая книгу в настоящий артефакт.
![](https://golubchikav.ru/wp-content/uploads/2025/01/IMG_7841-768x1024.jpg)
Сравнивая «Недурные слова» с другими популярными работами, можно вспомнить «Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера или даже «Культурный код» Клайва Льюиса. Однако книга Антонова стоит особняком. Это не академический труд, а лёгкое чтиво. Это — мост между наукой и популярной культурой, который стоит на фундаменте иронии и уважения к языку.
Антонов показывает, что даже самые грубые слова могут быть мелодичны, а их история — увлекательна. Книга одинаково понравится любителям лингвистики, тем, кто ищет необычный подарок, и тем, кто просто любит хороший текст.
«Недурные слова» — это не только про то, что мы говорим, но и про то, кто мы есть. И в этом смысле Сергей Антонов заслужил свое место рядом с самыми смелыми исследователями языка.
- Занудам (в хорошем смысле)
- Ценителям русского языка
- Кириллу Караваеву
- Занудам (в плохом смысле)
- Михаилу Задорнову
- Академикам, которые чешут плеши