Запись из ЖЖ от 21 октября 2009 года.

Позавчера закончился третий Международный фестиваль современного кино 2morrow/Завтра, основанный Иваном Дыховичным. Показы проходили сразу в двух любимых кинотеатрах: 35мм и Пионер. В ходе фестиваля было показано множество фильмов, но в рамки конкурсной программы вошли восемь. В качестве члена жюри я посмотрел их все.

Фильм-открытие фестиваля (внеконкурсная программа):


Пределы Контроля (The Limits of Control)

США | Испания | Япония 2009
Режиссер Джим Джармуш

История таинственного одиночки, незнакомца, все действия которого фатально противозаконны. Он выполняет задание и при этом никому не доверяет. Его цели поначалу неясны. Его путешествие, целеустремленное, но при этом парадоксально похожее на сон, ведет его не только по Испании, но и по его собственной душе.

Джармуш удивительный режиссер — он не снял ни одного плохого фильма и вот теперь он объединил усилия с лучшим в мире оператором-постановщиком Кристофером Дойлом и в итоге получился один из самых лучших, глубоких и безумно красивых фильмов не только в фильмографии Джима, но и в истории кино. Этот фильм — самый настоящий дзен без оглядки на готовность зрителя к восприятию. О Кристофере Дойле хочется сказать отдельно. В рамках фестиваля он давал мастер-класс, обернувшийся настоящим трехчасовым праздников для любителей кино.

под катом отстаьные фильмы


Хадевейх (Hadewijch)

Франция | 2009
Режиссер Брюно Дюмон

Игуменья шокирована слепой, экстатической верой молодой монахини Хадевейх и выгоняет ее из монастыря. Хадевейх вновь превращается в Селин, двадцатилетнюю дочь французского министра. Ее страстная любовь к Богу, ярость, а также встреча с Ясином и Насиром направляют ее на опасный путь – на грани между благодатью и безумием.

В конкурсной программе было всего два откровенно слабых фильма. Хадевейх — один из них. Что хотел сказать режиссер — понятно: любвь к богу может привести к дурным последствиям – например, к тому, что молодые люди будут взрывать бомбы. Фильм знаковый, но на входе получилась фантатически чудовищная махина. Привыкший снимать короткометражки Дюмон вообразил, что полный метр ему тоже по плечу. Не случилось.


Сельский учитель (Venkovský ucitel)

Чехия | Германия | Франция | 2008
Режиссер и автор сценария Богдан Слама

Молодой учитель поступает в сельскую школу на должность преподавателя естественных наук. Он знакомится с женщиной и ее 17-летним сыном. В его отношении к женщине нет ничего романтического, но это не мешает героям быть просто друзьями. Однажды к учителю приезжает его бывший любовник. Он сразу понимает: никто из местных жителей не подозревает, что учитель – гей. Понимает он и то, что испытывает учитель к 17-летнему мальчику. Вызванные ревностью поступки провоцируют череду событий, которые проверяют учителя, женщину и ее сына на душевную стойкость и способность к состраданию.

Богдан Слама умеет очень тонко играть с чувствами зрителя. На тех, которые он (зритель) тщательно прячет ото всех — это боль и сострадание, притупленные, загнанные в глубину сердца и почти забытые.


Север (Nord)

Норвегия | 2009
Режиссер Руне Денстад Ланглу

Призер номинаций «Звук» и «Изображение» фестиваля 2morrow/завтра

Комедия, действие которой разворачивается на фоне романтических пейзажей. Йомар, бывший спортсмен-лыжник, после нервного срыва влачит унылое одинокое существование. На снегоходе, с пятью литрами алкоголя в качестве провизии он отправляется в странное и драматичное путешествие на север, где живут его бывшая девушка и их общий ребенок, о существовании которого он недавно узнал. По дороге Йомар встречает другие ранимые и заблудшие души, но все они подталкивают его вперед, на путь, по которому он неохотно движется к реальности.

Это рассказ о депрессивном парне, который катается на горных лыжах, целыми днями глотает таблетки, выпивает и смотрит телевизор. Рассказ о его путешествии и борьбе за возвращение к жизни.  Рассказ о роли дверей в нашей жизни. Очень русский фильм. И очень здорово снятый.

Я убил свою маму

Канада | 2009
Режиссер и автор сценария Ксавье Долан

Гран-при  фестиваля 2morrow/завтра

17-летний Убер Минель недолюбливает свою мать. Он относится к ней с презрением, обращает внимание лишь на ее старомодные свитера, нелепый макияж и вечные хлебные крошки в уголках рта, который никогда не закрывается. Под этим скрываются механизмы, которые мать с такой любовью отлаживала долгие годы – манипуляция и чувство вины. Убер никак не может разобраться в своей любви-ненависти, и это с каждым днем все больше волнует его. Герой балансирует на пороге взрослого мира. Его отрочество и маргинально, и в то же время типично. В нем есть место и художественным открытиям, и дружбе, и одиночеству, и сексу. И все время его снедает всеобъемлющее презрение к женщине, которую он когда-то так любил.

В своем дебютном фильме 20-летний режиссер Ксавье Долан сыграл самого себя в 16 лет. Фильм снят великолепно, смотрится легко и не вызывает отторжения даже пафосной гомосексуальной сценой. Зал 35 мм был полон и людиразмещались на приставных слульчиках и сидели на ступеньках. Вобщем вполне французский фильм, которому могли позавидывать бы даже и Бегбедер с Уэлбеком (не исключаю что у Долана есть планы по экранизации этих, хм, писателей). С другой стороны — такой профессионализм картины несколько настораживает pokrovka даже предположила, что молодому режиссеру кто-то помог. Возможно.


Полицейский, прилагательное (Politist, adj)

Румыния | 2009
Режиссер и автор сценария Корнелиу Порумбойю

Полицейский Кристи отказывается арестовать парня, продающего гашиш двум своим одноклассникам. Эта сделка карается законом. Но Кристи надеется, что законодательство изменится, он не хочет, чтобы сломанная жизнь юноши, поступок которого он считает лишь проявлением безответственности, тяжким грузом легла на его совесть. Ибо высшая справедливость в его понимании – это нечто совершенно иное…

Если вы не знаете, что такое румынское кино — обходите это беспросветную картину стороной. Унылый и беспомощный фильм. Забудте о нем, как о страшном сне. Единственная  заслуга «Полицейский, прилагательное» — это то, что оно все-таки было снято, а с этим в Румынии еще хуже, чем в России с хорошим кино.


Служанка (La nana)

Чили | Мексика | 2009
Режиссер Себастьян Сильва

Призер номинаций «История» фестиваля 2morrow/завтра

Ракель, ожесточенная, замкнутая женщина, уже 23 года служит в доме семьи Вальдес. Однажды ее хозяйка Пилар нанимает еще одну помощницу по хозяйству. Увидев в этом угрозу своему положению в семье, Ракель начинает жестокую психологическую атаку на новенькую и вынуждает ее уйти. Это повторяется снова и снова до тех пор, пока Пилар не берет на работу Люси, веселую деревенскую девушку, которая никогда прежде не была служанкой. Именно ей удастся сломать барьеры, которые возвела вокруг себя Ракель.

Это очень добрый, тонкий и эмоциональный фильм, главную роль в котором сыграла Каталина Сааведра — «почетная служанка» латиноамериканских сериалов. Фильм крутится вокруг сложного конфликта «В той или иной мере служанка – член семьи». Здесь есть двусмысленность, которая выражается в борьбе с невозможностью любить и быть любимой. Этот фильм был одним из главных претендентов на наш приз.


Все билеты проданы (
Sell Out!)

Малайзия | 2008
Режиссер и автор сценария Ю Жун Хань

Ее зовут Раффлезия Пон (раффлезия – самый большой в мире цветок с отвратительным запахом, «пон» в переводе означает «вонь»). Она ведущая захудалой телепрограммы об искусстве и давно разочаровалась в «переоцененных неудачниках, которых мы называем художниками». Его зовут Эрик Тан (Эрик – просто имя, Тан – распространенная китайская фамилия). Он – инженер-изобретатель и недавно понял, что творчество не приносит дохода. Оба работают на транснациональный конгломерат FONY, чей девиз призывает быть оригинальным. Смогут ли Эрик и Раффлезия под давлением обстоятельств сохранить свою творческую целостность или же продадут душу дьяволу за славу, деньги или еще какую-нибудь пакость на букву F?

Сюжет этого первого малазийского мьюзикла на английском языке пересказывать глупо — это безудержно смешной, сносящий крышу стеб над транснациаональными корпорациями. Такой фильм вполне мог бы снять Дуглас Коупленд или даже Виктор Пелевин, если бы они вдруг взялись за фильмы.


ЖЕНИТЬБА
Россия | 2009
Режиссер, автор сценария, оператор, художник, звукорежиссер Константин Селиверстов

Фильм Константина Селиверстова вряд ли можно назвать экранизацией комедии Гоголя. Да и комедией в прямом смысле слова он не является. Картина – эксперимент по синтезу игрового и документального кино. Единственный российский фильм на конкурсе. На этом и остановимся.


Большой фанат (Big Fan)

США | 2008
Режиссер и автор сценария Роберт Сигел

Призер номинаций «Актеры» и «Приз Жюри блоггеров» фестиваля 2morrow/завтра

35-летний Пол Офиеро работает сторожем на автостоянке в рабочем квартале Стейтен-Айленда. Он считает себя самым большим фанатом нью-йоркской команды Giants, играющей в американский футбол. Пол живет с матерью и в свободное время звонит на местную спортивную радиостанцию, чтобы похвалить любимую команду и поспорить с таинственным эфирным противником Филом из Филадельфии, который болеет за Eagles. Как-то раз Пол и его лучший друг Сэл встречают на автозаправке Стейтен-Айленда звезду Giants Куонтрелла Бишопа и вслед за ним отправляются на Манхэттен. Когда кумир заходит в стриптиз-клуб, они наконец решаются с ним заговорить. И приключение, вначале похожее на осуществившуюся мечту, превращается в кошмар

Фильм снял Роберт Сигел, известный любителям кино как автор сценария к «Рестлеру», номинировавшемуся на Оскар. Именно этому фильму мы и отдали свой приз. Очень простому и глубокому фильму — фильму без жестокости, пошлости и гомосексуалистов. «Большой фанат» — это удивительно светлая картина о любви и вере, которых так не хватает российским «фанатам«.

А судьи кто?
Алехандро Ходоровский – председатель Жюри Режиссер, писатель, драматург, актер, художник, Чили
Полина Агуреева Актриса театра и кино, Россия
Жан-Стефан Совер Кинорежиссер, продюсер, сценарист, оператор, Франция
Рутгер Хауэр Актер, кинорежиссер, Нидерланды

Еще хотечется выразить огромную благодарность за отлично выстроенную, четкую и слаженную работу фестиваля с прессой.

Запись из ЖЖ от 21 октября 2009 года.

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована