Иван Максимов: Главное – любить людей /интервью для журнала ПроСВЕТ
– Здравствуйте, Иван. Сегодня вы – всемирно известный мультипликатор и режиссер. Как начинался ваш путь к вершинам славы?
Это не слава. Это популярность в определенных кругах. Начиналось все с Высших режиссерских курсов. Потом я делал только то, что мне казалось интересным…
– Вы взрослый человек. Можете определить, как со временем менялись либо развивались ваши интересы?
В старших классах меня, кроме всего прочего, завораживала необычность и странность: Босх, Дали, Эшер, Пикассо, Миро… Потом я к ним привык. Они мне нравятся и сейчас, но уже не своей странностью. Сейчас меня трудно удивить, да мне это уже и не нужно.
В юности агрессия в искусстве меня как-то возбуждала, хотя много меньше, чем моих товарищей. Теперь я агрессию и насилие терпеть не могу.
В каком-то возрасте, уже не помню, я начал въезжать в джаз и абсурд.
С возрастом, с накоплением чувственного опыта увеличилась сентиментальность.
В остальных интересах я застрял где-то на 25-летнем возрасте… О чем не жалею
– Кем вы себя ощущаете: художником, аниматором, мультипликатором или, может быть, рядовым волшебником?
Режиссером. Но прежде всего – человеком.
– А что вы вкладываете в это понятие?
Человек – примат с развитым головным мозгом, накапливающий опыты предыдущих поколений и способный развлекать себя мыслительным процессом. Остальное: любовь, секс, дети, игры – как и у всех приматов.
Этот вид так увлекся борьбой за выживание, что проскочил стадию комфорта и приблизился к самоуничтожению…
– У вас две дочери. Чем они занимаются и как относятся к мультфильмам вообще и вашим в частности?
Старшая, Катя, сняла свой мультфильм «Синяя лужа», гораздо лучше того, который снял я в тот год.
Коллекционеры и интернет-тусовщики иногда принимают Катин фильм за мой, хотя я участвовал только в сочинении сценария…
– И какова ваша оценка мультфильму?
«Синяя лужа» – милый смешной мульт. Мне было бы не стыдно считаться его создателем.
– Является для вас мультипликация только работой или остается увлечением?
Я работаю по 16 часов каждый день. Значит, это, скорее, увлечение.
– Многие творческие личности частично уходят в интернет. Каковы ваши взаимоотношения со всемирной паутиной?
Интернет – проходной двор, местами очень грязный и вонючий. У меня нет времени вести дневники, журналы, форумы и т.д. Иногда нет времени даже на смс ответить… Есть сайт
– Есть ли принципиальная разница между зарубежными и отечественными мультфильмами?
Америка сильно отличается от Европы в худшую сторону. Россия в среднем еще теплее, душевнее и мягче, чем Европа. В соответствии с менталитетом.
– Вы посещаете фестивали анимации. Можете сказать, как на западе относятся к нашим мультфильмам?
Кто как… На некоторых фестивалях все наши получают призы (Загреб, например), на других (Аннеси) даже в конкурс не попадают. Чужая душа – потемки.
– Какой вам видится мультипликация будущего? Через 10, 50, 100 лет?
Всё так быстро меняется. На 50 лет вперед не рискну заглядывать. Интернет скоро даст возможность смотреть кино свободно и бесплатно. Надеюсь, тогда мне перестанут задавать вопросы: «Где можно увидеть фестивальные мультфильмы?»
А художники наконец вернутся к Искусству из Бизнеса и Выпендрежа…
Таким образом, постмодернизм займет свое законное место на юмористических страницах периодики. Это будет выход из общего кризиса культуры. Это мои мечты. Боюсь, утопические… Это – тема отдельного большого разговора. Больная тема.
– Для кого вы творите? На что ориентируетесь и что является для вас критерием качества?
Я представляю себя зрителем и придумываю кино, которое хотел бы увидеть…
Искусство = Красота и Любовь (остальное – или коммерция, или пустая графомания, или сублимация невротических состояний). Хочется поделиться красотой и любовью. Если произведение не ТОРКАЕТ, грош ему цена.
— Кратко о кризисе искусства
C появлением искусствоведения и критики изменилось отношение к арт-объектам и творчеству. Теоретикам не интересно «старое» искусство – они его уже «обсосали и прожевали». Новое – их хлеб. Из-за них слово НОВОЕ приобрело в обществе позитивный смысл. Когда человек возвращается в любимое место, все, что изменилось, обычно не радует его. НОВОЕ – это чаще плохое, чем хорошее. Человеческие ценности вечны и неизменны, поэтому и ИСКУССТВО вечно во всех смыслах. Последнее столетие основатель нового стиля или направления является его единственным представителем. Остальным это «западло». Каждый теперь вместо того, чтобы учиться и подражать лучшему, проявляя свою индивидуальность, стремится быть первооткрывателем. А эксперимент имеет свойство быть в 99% случаев неудачным – ученым-экспериментаторам это хорошо известно… А как бы хотелось увидеть, например, «нового Ван Гога» или «нового Чаплина»!
И не говорите: «А как же ПРОГРЕСС?» Для меня «прогресс» имеет негативную окраску. Как «прогрессирующая болезнь»… Потому что это не прогресс в гармонии, отношениях между людьми и природой, отношениях людей друг к другу… Счастливый чел сегодня не счастливее счастливого чела в Древней Греции.
И относительное количество счастливых не увеличилось.
– Как вы рисуете? От руки, на компьютере?
И так и сяк…
– А что ближе Ивану Максимову как художнику и как человеку?
Ручная работа приятнее и дороже. Но лень, а также темпы работы и сложность художественных задач вынуждают использовать суперинструменты.
– Каким образом рождаются столь причудливые для обывателя образы персонажей мультфильмов?
Я с детства рисовал все время… Руку набил. Сейчас важное качество для всех моих персонажей – они в душе дети.
– Есть ли имя у «картонной дурилки» из «Болеро»?
Я не могу на человеческом языке придумать адекватные имена этим существам.
– Любите свою работу?
Да.
– В околотворческой среде «модно» называть своих учителей. Вас иногда называют «лучшим неофициальным учеником Норштейна». А кого вы сами можете назвать своим учителем?
Из реальных учителей – Эдуард Назаров, Юрий Норштейн, Федор Хитрук-старший, Сергей Шехов (художник), Леонид Рабинс (скульптор).
– Есть ли у вас ученики?
Надеюсь, есть. Пытаюсь учить студентов думать и придумывать, но вкладывать в фильм сердце, а не мозги. Научиться «говорить» на том киноязыке, который всем понятен.
– Вы ледите за творчеством художников-аниматоров, как наших, так и зарубежных. Кого из них вы могли бы выделить?
Наши (снимающие): Олег Ужинов, Михаил Алдашин, Константин Бронзит, Валентин Ольшванг, Оксана Черкасова, Дмитрий Геллер, Елизавета Скворцова,
Александр Петров, Зоя Киреева (дебютант)…
Зарубежные (снимающие): Michael Dudok de Wit, Mark Baker, Nick Park, Regina Pesoa, Gil Alkabets, Sylvain Chomet, Piotr Dumala, Mikaela Pavlatova, Priit Parn, Marie Paccou, Jonathan Nix (дебютант), Gaelle Denis (дебютант), Felix Gonnert (дебютант).
– А как вы относитесь к такому популярному виду мультипликации, как аниме?
Не люблю аниме как стиль. Кроме того, стандартизация в искусстве недопустима. Даже в диснеевской продукции стандартность персонажей и приемов уже задолбала. «Spirited away» (Хаяо Миядзаки) – очень приятное исключение.
– Глянцевую сторону жизни аниматора представить легко: фестивали, премьеры, нескончаемый творческий поток. А какая «оборотная сторона» у медали аниматора?
Я не только аниматор, но еще режиссер, сценарист и художник. Никакой «оборотной стороны» – хотя я ленивый по натуре, к терпению и усидчивости привык: цель вдохновляет…
– Спасибо за интересную беседу. А что вы можете сказать ребенку, который твердо уверен, что он хочет снимать мультфильмы?
Смотреть как можно больше хорошего кино и мультфильмов, ходить на выставки, читать книжки. Учиться терпению. Научиться любить делать подарки. И главное: любить людей и жить по совести.
Беседовали Антон Голубчик, Нина Зотова
Саранск-Москва, март 2007
Любимые мультфильмы Ивана Максимова
«Father and daughter» Dudok de Wit
«Sad story with happy ending» Regina Pesoa
«Жихарка» «Евстифейка волк» Олег Ужинов
«Подожди, пожалуй» Елизавета Скворцова
«Девочка-дура» Зоя Киреева
«Lucie» Felix Gonnert
«Wrong trousers» Nick Park
«City paradise» Gaelle Denis
«Hello» Jonathan Nix
«Spirited away» Хаяо Миядзаки
«Танго» Збигнев Рыбчинский
«Таксик» J.J.Antonisz
«Корова» Александр Петров
«Рождество», «Келе» Михаил Алдашин
«На краю земли» Константин Бронзит
«Жил-был пес», «Мартынко», «Путешествие муравья» Эдуард Назаров
«Сказка сказок», «Ежик в тумане» Юрий Норштейн
«Моя жизнь» Наталья Березовая
«Винни Пух» Федор Хитрук
«Старая игрушка» Владимир Самсонов
И многие другие, которые не вспомнил…
Самые любимые – первые пять, потому что про девочек…
Подписывайтесь на этот блог по RSS или почте, и читайте еще больше интервью с интересными людьми )
Оставить комментарий