тем, кто не является моим постоянным читателем может показаться, что спектакль мне не понравился. но спешу вас предупредить, что это не так.

Во МХАТе Горького третий год идет «Мастер и Маргарита» в постановке В.Р. Белякович. Там вообще любят Булгакова. Странное впечатление у меня от этого спектакля. Во-первых лишний раз убедился в бесперспективности попыток облечь столь многослойное произведение в визуальную форму. Это еще хоть в чем-то удавалось Бортко в своем сериале, но у него была куча серий, практически дословное цитирование и почти всем замечательный кастинг.

Слабое место постановки в том, что режиссер практически не справился с задачей «ужать» толстый роман в 3,5 часа сценического времени. Пришлось резать направо и налево, в результате чего катастрофически нарушился ритм текста, повылезали обрубки побочных линий (например отрезана развязка личной трагедии Фагота — он так и остается в образе черта-гаера, хотя Воланд явно упоминает, что на самом деле он вовсе «не улыбается») и, что самое обидное, сместились булгаковские акценты. Такое наблюдается даже в основных линиях: например, замята важнейшая связка истории Фриды с Маргаритой,. И главное — это полное отсутствие в повествовании ключиков — «коленки Маргариты», «высохшей розы» и «обагрившихся кровью рук Поилата». Зато с неуместными шуточками, подменившими оригинальный текст (Латунский — «лысый брюнет» вместо «пепельного цвета» и прочая ересь). Вы не подумайте, что я придираюсь к тараканам, просто это тот символизм, к которому аппелирует Булгаков в первую очередь, и их то нельзя приносить в жертву. Зато куча времени потрачена на варьете, Ялту и прочую визуальную мишуру.

Подбор актеров поначалу вызывает сомнение. Но когда во втором действии начинаются монологи — актеры раскрываются и тогда начинается настоящий театр. Пусть даже с провальным Воландом (ошибка режиссера) и неожиданно оказавшимися однояйцевыми Фаготом с Азазаелло. Зато очень порадовал Мастер (Александр Титоренко — он, кстати играет Оберона в спектакле «Сон в летнюю ночь»). А монолог Левия-Матвея (Максим Дахненко)- вообще лучший момент спектакля.

Но одну из ключевых, но не прозрачных, мыслей автора режиссер акцентировал: он показал Мастера во дворце у Понтия Пилата. А вот самого намека на то, что Мастер был знаком с Воландом показано не было.

Но в целом мне спектакль понравился. Возможно его даже стоит посмотреть. И театр хороший — был в нем два раза на концертах «Аквариума» и один раз в бутафорской мастерской.

Ваш Латунский.

Впервые опубликовано у меня в ЖЖ
Подписаться на обновления сайта по rss, почте или в социальных сетях можно по этой ссылке

Оставить комментарий

Ваша почта не будет опубликована